
08.04.2025
Накануне десятилетия открытия Дома-музея Иосифа Бродского в деревне Норинской Алла Валуйских, заместитель руководителя Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге передала Вельскому краеведческому музею икону с необычной историей, а также картину с видом Санкт-Петербурга, ведь будущий нобелевский лауреат был сослан в Норинскую из Ленинграда.Икона была обнаружена в 2013 году, когда дом, где жил Иосиф Бродский во время ссылки, готовили к реставрации. Находка была в самом плачевном состоянии и больше напоминала доску, чем икону. Прошло десять лет, прежде чем она обрела свой первозданный вид.
Сам процесс восстановления почти сгнившего дома Пестеревых объединил разных людей, но по праву его можно назвать журналистским, и, пожалуй, он такой единственный в своём роде. В то время Агентством по печати и СМИ правительства Архангельской области руководила Алла Валуйских (ныне заместитель руководителя Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге), которая непосредственно участвовала в создании музея. И в течение двух лет, 2013–2015 годов, в период создания музея, журналисты Архангельской области приезжали не только в Норинскую, но также в Санкт-Петербург, бывали в доме Мурузи, где Бродский жил с родителями. Сейчас там музей «Полторы комнаты», кстати, он открылся уже после Норинской, то есть стал вторым музеем Иосифа Бродского.
Вокруг восстановленного дома в Норинской происходило множество событий, в которых также постоянно участвовали журналисты: от освещения всего процесса реставрации, до выкапывания картошки и посадки березовой рощи. Именно тогда и нашли братыню, часть керосиновой лампы, фотобачок, доску с почтовой посылки с указанием отправителя: «Бродский Александр Иванович, улица Пестеля, 26, город Ленинград», пустые банки из под кофе и обгорелую доску, — вспоминает Алла Валуйских. — По размерам и по креплениям оборотной стороны можно было предположить, что это икона. Но лицевая сторона была вся покрыта копотью.
Состояние находки было настолько плачевным, что музейные работники в Архангельске не взялись за реставрацию. Только спустя несколько лет случайно удалось найти человека, который бы взялся за то важное, но такое непростое дело. Не побоялась взяться за работу Татьяна Анатольевна Ромашкевич — один из лучших художников-реставраторов из Великого Новгорода. Она восстановила икону, которая хранилась в доме Пестеревых, при этом засняв все этапы работы. А киот сделали мастера из Великого Устюга.
Икону приняла Ольга Березина, директор музея, с большой благодарностью — это ещё один важный артефакт, который пополнит экспозицию Дома-музея Бродского. Но сначала икона отправится в хранилище, где её исследуют и оформят по всем правилам. И через какое то время возрождённую икону с Богородицей и Младенцем смогут увидеть гости, которые приезжают в Норинскую.