«Ломоносов всегда оставался русским человеком»

«Ломоносов всегда оставался русским человеком»

09.08.2021

В Санкт-Петербурге в Менделеевском центре СПБГУ открылась выставка графического портрета Ломоносова, посвящённая 310‑летию великого учёного

Одним из её организаторов стал художник Владимир Зенин — представитель петербургской монументальной и станковой школы живописи. В своих произведениях художник изучает, синтезирует и развивает опыт русской живописи.

В область творческих интересов Владимира Зенина входят не только историческая и религиозная тематики, но и создание серии портретов видных учёных, военных деятелей, исторически значимых личностей, где особое место занимает образ Ломоносова.

Его работы с изображением Ломоносова представлены в Менделеевском центре, Институте химии, гимназии имени Ломоносова в Петербурге, в гимназии имени Ломоносова в Москве.

— Любое изображение — это творчество, поэтому здесь не может быть и речи о каком‑то копировании, подражании, — объясняет художник. — Я изучал изображения Ломоносова, и могу сказать, что его образ со временем менялся. Например, в 18 веке учёный выглядел более европеизированным, в советское время его часто рисовали крестьянским сыном. Всё зависело от того, каким был взгляд на историю общества в тот или иной исторический период. Но при этом Ломоносов всегда оставался русским человеком. Даже когда носил парик и разговаривал по‑немецки.

Владимир Владимирович говорит, что у него в планах сделать набор постеров на которых будут отражены основные этапы жизни, главные научные достижения великого русского учёного. Они могут стать своеобразным учебным пособием, которое поможет лучше узнать биографию Ломоносова. Ведь есть огромное количество интересных сюжетов, связанных с жизнью Ломоносова, которые почти не отражены в искусстве.

— Сейчас моё внимание привлекает фабрика Ломоносова по производству цветного стекла в Усть-Рудице. Мы ездили туда со студентами Института химии, делали расчистку территории, там до сих пор рассыпано много стекла. Именно в Усть-Рудице Ломоносов разработал уникальную технологию производства смальты, искусственных камней, но, к сожалению, большинство его рецептов утеряно, — продолжает Владимир Зенин. — Институт химии СПБГУ старается поддерживать интерес к этому месту, проводит там экскурсии, занимается лабораторными исследованиями. Встаёт вопрос, что делать с этим местом, как его преобразить, в каком формате представить.? В Усть-Рудице с 1949 по 1952 год проводилась единственная профессиональная экспедиция археологов под руководством профессора Данилевского. Производились раскопки места как одной из первых мануфактур в России. Найденные материалы и фотографии экспедиции сейчас находятся в музее Политехнического университета.

Конечно, художника интересует и малая родина Ломоносова, где он мечтает побывать и считает это особой удачей. Также Владимир Владимирович надеется, что земляки великого учёного увидят и оценят его выставку. И он очень обрадовался, когда узнал, что представительство Архангельской области в Санкт-Петербурге вышло с таким предложением к Архангельскому краеведческому музею. Там уже проявили интерес к работам Владимира Зенина.

Хотите вступить в Клуб друзей?