Сколько почётных граждан Петербурга родом с Архангельской земли?

Сколько почётных граждан Петербурга родом с Архангельской земли?

11.01.2024

Эта публикация в архангельской областной общественно-политической газете «Правда Севера» посвящена выходцам с холмогорской земли. Автор научного исследования — Павел Вялых, потомок рода Рянгиных. Кроме того Павел руководит Поморским землячеством «Архангельская губерния» в Санкт-Петербурге.

Уроженцы Архангельской земли только начинают писать историю земляков, прославлявших своими труда и Санкт-Петербург. И каждый год добавляет в этот исторический список забытые имена. Так 2023 год открыл и для многих коренных петербуржцев, и для тех, кто переехал в город на Неве из Архангельской области имена каменотеса Самсона Суханова и художника Александра Вахрамеева, уроженцев Красноборского района.

Рянгины — потомственные почётные граждане

Как выходцы из Архангельской губернии влияли на деловую, общественную и культурную жизнь Санкт-Петербурга и страны

Между купечеством и дворянством

Затронем историю одной семьи — крестьян из деревни Ефремовой Великодворской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. Михаил Михайлович Рянгин, временный купец третьей, второй и первой гильдий, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, занимавшийся строительными подрядами, покупкой и продажей столичной недвижимости. Был старшим сыном в многодетной семье, рано оставшейся без отца.

В записях Ступинского (Копачевского) прихода деревни Ичково сохранилась запись и о денежном пожертвовании по случаю смерти матери. В начале предпринимательской карьеры был кровельщиком-подрядчиком на отхожем промысле, как и многие крестьяне Архангельской губернии, со времён Петра I принимавшие активное участие в строительстве Петербурга.

Первый капитал дал возможность начать перестраивать деревянные дома, расширяя их и надстраивая. Следующим шагом стала аренда и выкуп земельных участков под строительство, возможность нанимать большее количество рабочих и привлекать кредиты под залог построенных доходных домов в столице. Так, в 1875 году Михаилом Рянгиным был куплен участок по Большой Московской улице 201/200 с двумя ветхими домами, вместо которых он построил два новых здания, сдал в аренду Второму Петербургскому ремесленному училищу и в 1901 году продал.

Сегодня здание в Виленском пер., д. 5, лит. А входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Сейчас это многоквартирный жилой дом, в 2022 году началась реставрация фасада. В его интерьерах до сих пор сохранились комплексная историческая отделка парадных лестниц, камин в вестибюле, кованые ограждения известняковых лестниц. Кроме двух указанных объектов, Рянгиным было построено ещё свыше десятка зданий.

Михаил Михайлович был дважды женат, имел четверых детей: сына Василия, дочерей Александру, Ольгу и Елизавету. Свидетельство о потомственном почётном гражданстве Михаила Рянгина датировано 19 июня 1881 года и являлось не только знаком персональной принадлежности к почётному сословию его самого, но и членов его семьи, открывая для них целый ряд возможностей, определённых в Манифесте «Об установлении нового сословия под названием Почётные граждане» от 10 апреля 1832 года, а именно: право наследования, право на потомственное почётное гражданство детям.

В действительности сословие почётных граждан Санкт-Петербурга было промежуточным между купечеством и дворянством. За период 1832–1889 годов через департамент герольдии прошли дела о пожаловании потомственным почётным гражданством практически всех петербургских купцов — 663 человек. И по мере того, как число почётных граждан увеличивалось, смысл и привилегии почётного звания становились всё более ясными, всё больше купцов осознавали свою социальную миссию. В итоге с каждым десятилетием стало расти число купцов, которые благодаря почётному гражданству переводили своих детей с домашнего обучения в гимназии, училища и высшую школу. И внуки Михаила Михайловича Рянгина, благодаря привилегиям потомственного почётного гражданства, смогли поступить в Петербургскую академию художеств и успешно окончить её.

Также неуклонно стало расти число купцов, занимавшихся благотворительностью. Она сосредоточилась на трёх основных направлениях: помощи церкви, призрении и помощи больным и бедным, финансировании образовательных учреждений.

Согласно архивным материалам, Михаил Михайлович, а после его смерти его сын Василий Михайлович Рянгин были активными попечителями Мариинско-Сергиевского приюта.

Революционный художник Серафима

Василий Михайлович Рянгин родился в 1862 году в Холмогорах, помогал отцу развивать семейный бизнес в столице, был женат, имел троих детей: дочь Серафиму, сыновей Ивана и Михаила. Информация о статусе почётного гражданина в лице Василия Михайловича почерпнута из метрической записи в книгах причта Преображенского всей гвардии собора за 1891 год, свидетельствующей о крещении дочери Серафимы 24 февраля, с указанием на родителей — потомственного почётного гражданина Василия Михайловича Рянгина и его жены Варвары Львовны.

В дальнейшем именно Серафима станет одной из известных представительниц рода Рянгиных. Детское увлечение рисованием привело Серафиму в частную школу-студию профессора Академии художеств Яна Ционглинского, и в 1912 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступила в Академию художеств, в которой училась с небольшими перерывами до 1923 года. Там же, в академии, познакомилась со своим будущим мужем Степаном Карповым, уроженцем Оренбурга, куда молодая пара уехала из революционного Петрограда. В дальнейшем Степан снискал себе известность на поприще художественной деятельности: создание краеведческого музея, художественной студии, местного общества художников. Активная творческая деятельность Карпова и Рянгиной связана, кроме того, с созданием в начале XX века в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации художников революционной России (АХРР), ставшей предтечей Союза художников СССР. Степан занял руководящее положение в АХРР, а Серафима занималась живописью.

После смерти мужа Серафима Васильевна с 1929 года до конца жизни продолжала традиции передвижников, постоянно работая в творческих поездках по стране и создавая образы строителей коммунизма. Мастерство Рянгиной органично вписывалось в каноны социалистического реализма довоенных, военных лет, 1950‑х годов. Незадолго до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне Рянгиной было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. Её работы находятся в Третьяковской галерее, в Оренбургском музее изобразительных искусств и зарубежных коллекциях.

Губернский архитектор

Не менее известен и брат Серафимы Иван Васильевич Рянгин. В 1917 году окончил архитектурное отделение Академии художеств в Петрограде. В 1918 году был направлен в Оренбург, где уже в 1923 году стал губернским архитектором, а в 1926‑м — главным инженером губисполкома, ответственным за все строительные дела Оренбурга. По его проектам шла застройка Красного городка, распланировка Сырейной площади, строительство городской водонапорной башни. В 1926 году Рянгин составил план Оренбурга с перспективой его будущего расширения на ближайшие 50 лет с концепцией превращения Оренбурга в город-сад, объединявшей разрозненные части города в единое целое. Интересно, что разработанный в 1925 году план города предусматривал численность населения в 1975 году 500 тысяч человек, и число точно подтвердилось. В Оренбурге Рянгин был в числе авторов одного из самых первых памятников В. И. Ленину в СССР, автором нескольких крупных промышленных проектов.

В начале тридцатых годов уже в Ленинграде он изобрёл архитектурную систему тахитектон (в переводе с латыни «шагающий строитель»), по которой было построено несколько жилых зданий. Первое из них появилось в 1932 году по адресу Крестовский проезд, 11. Построенный по конструктивной строечно-балочной системе, дом представлял собой блокированный коттедж, каждая квартира которого располагалась на двух уровнях и имела отдельный вход. По этому проекту предполагалось создать целый подвижной завод, который, перемещаясь, возводил бы протяжённый жилой дом из пенобетонных блоков. Объект остался незавершённым, поскольку Иван Васильевич умер в 1940 году. К 2007 году здание пришло в упадок и было снесено.

Михаил Михайлович Рянгин — один из достойных представителей Холмогорской земли, труды которого оставили о нём память как в виде домов, сохранившихся до наших дней, так и в работах его внуков, которые благодаря стараниям дедушки получили и блестяще реализовали возможность обучаться в лучших учебных заведениях Петербурга.

Павел ВЯЛЫХ, руководитель Поморского землячества в Санкт-Петербурге, наследник рода Рянгиных
Хотите вступить в Клуб друзей?