Забытый художник и потерянная нотная рукопись

Забытый художник и потерянная нотная рукопись

19.08.2022

Санкт-Петербургская галерея «Краски жизни» предложила провести в Архангельске два совместных проекта. Интерес у петербуржцев к Архангельску возник благодаря художнику Александру Вахрамееву, который родился в селе ПермогорьеСольвычегодского уезда в 1874 году, ушёл из жизни — в 1926.

И, как это часто бывает, творчество художника оказалось незаслуженно забытым.К сожалению, его имя известно лишь узкому кругу специалистов, а также частным коллекционерам. Александр Иванович Вахрамеев получил прекрасное образование в петербургской академии художеств, и даже был учеником Ильи Ефимовича Репина, когда мастер преподавал в рисовальной школе княгини М.К.Тенишовой . В 1920-м году Вахрамеев сам стал профессором академии художеств и преподавал там параллельно с К.С.Петровым-Водкиным, З.Е.Серебряковой, М.В. Добужинским и многими другими выдающимися художниками. Работы Александра Вахрамеева можно увидеть в Архангельском музейном объединении, правда, все они находятся в запасниках, и лишь, одна картина художника представлена в постоянной экспозиции (название) — в старинном особняке на набережной. В августе Архангельск посетила Виолетта Пригожина, владелицагалереи «Краски жизни», с идеей организовать совместную выставку с Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера».

Зоя Кулишова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения отметила, что такая выставка была бы интересна для любителей живописи и стала бы для многих открытием художника, имя которого непосредственно связано с Архангельском. Родился он почти в тех же местах, что и Александр Борисов, затем учился в Архангельской духовной семинарии. И, конечно, у Вахрамеева есть немало работ, связанных с родными местами. Кстати, они впервые были показаны на выставке, в Санкт-Петербурге в галерее «Краски жизни» в мае 2021 года. Это северные сюжеты 1900 х годов: «Разгрузка бочек в порту Соломбалы», «Деревня Сия Архангельской губернии». Они также вошли в каталог, который был выпущен по итогам выставки. Стоит отметить, что этот выставочный проект был организован совместно с Центральным государственным архивом литературы и искусства.

Вахрамеев также известен, как автор серии рисунков «Сцены и типы 1917–1921 годов». На них запечатлены моменты жизни послереволюционного Петрограда — штурм трамвая, очередь в баню, торговля на улицах и многие другие сцены из бытовой жизни города.

Виолетта Пригожина с большим интересом поддержала идею проведения выставки: «Благодаря директору ЦГАЛИ Николаевой Людмиле Игоревне, нам удалось получить картины художника, которые хранились у коллекционеров, всего на выставке было представлено порядка сорока работ». По словам Виолетты Кировны, для неё было важно, что на выставку приехали наследники друга художника, доктора Ивана Долинского. Художник часто рисовал членов его семьи. — Было удивительно видеть, что лица на картинах очень похожи на лица наших гостей выставки, — говорит Виолетта Кировна. — И нам даже удалось найти название к картине, которая оставалась безымянной — на ней изображена девочка с бантом. Оказалось, что это мама одной из наследниц доктора Долинского.

Для будущего проекта были выбраны залы в Доме Плотниковой и в музее Александра Борисова, в одном из которых предположительно состоится выставка Александра Вахрамеева. И таким образом, он вернётся в город, из которого начинал свой путь в жизнь и искусство. У Виолетты Пригожиной свой путь в искусство, она тоже художник. Но путь необычный, и о нём стоит сказать отдельно. Дело в том, что рисовать художница начала в возрасте 77 лет. Виолетта Кировна — коренная петербурженка, врач по образованию. Свою профессию считала подлинным призванием, с ней связана вся её жизнь. А зимой 2017 года оказалась в Берлине. Гид, видя её искреннее восхищение работами, представленными в картинной галерее, посоветовал самой попробовать писать. Виолетта Кировна последовала его совету и, когда вернулась в Санкт-Петербург, записалась на мастер-класс Серафимы Калининой.

Вот, как она рассказывает об этом: — Я позвонила и сказала: «Серафима Александровна, мне 77 лет!» Она ответила: «Ну, и что?» И спросила, какое мне подготовить полотно. Я сказала, что не знаю, какие они вообще бывают Пришла на занятие, Серафима Александровна дала мне краски и предложила выбрать работу, которую я буду копировать. Я выбрала картину Лучано Вентроне «Вишенки», решив, что две вишенки я нарисую. Спросила — с чего начать? Она говорит, вот это жёлтый цвет, это синий, смешайте, получится зелёный. А дальше? Дальше начнётся сумасшествие... Оказалось, что можно рисовать хоть до вечера. И я нарисовала эти вишенки. Мне оформили мою работу, и я понесла её домой. Там все удивились и сказали — у нас в семье появился художник. И это был не только шаг в искусство, но и шаг к созданию галереи. — Я рисовала, работы накапливались, надо было что то делать.

Сын предложил, чтобы их оценили специалисты, а если оценка будет положительной, сделать выставку. Так и получилось. Я провела несколько выставок, а потом создала галерею. Но, конечно, там выставляются не только мои работы, но и других художников. Нам особенно важно, чтобы в выставках участвовали молодые художники, наша галерея активно это поддерживает. Ежегодно мы проводим конкурс «Открывая новые имена», приглашая молодых авторов ( до 35 лет) участвовать в выставке, где выбираем победителей, выделяя 3 участникам денежный гранд от Фонда поддержки искусства «Краски Жизни», а художнику занявшему первое место, даем возможность провести в стенах галереи свою персональную выставку. Такая возможность есть и у архангельских художников."

Вместе с Виолеттой Пригожиной в Архангельск приехал Андрей Логинов, петербургский литератор. А ещё он руководитель петербургского отделения Международной ассоциации клубов кун-фу «Триада», мастер воинских искусств, путешественник, получивший посвящение в монастыре Шаолин. В прошлом работал каскадёром на «Ленфильме». Андрей Алексеевич рассказал о музыкально — литературном спектакле «Час пробил», который был создан при поддержке фонда «Краски жизни». В литературной основе спектакля — новелла, написанная Андреем Логиновым.

— Меня поразила невероятная история с обретением в Петербурге рукописи «Погребальной песни» Игоря Стравинского, написанной в 1908 году и утраченной в 1909 году. Стравинский написал её на смерть своего учителя Николая Римского — Корсикова, — рассказывает Андрей Логинов. — Произведение исполнялось только один раз в СанктПетербурге при поддержке вдовы Римского — Корсакова. Игорь Стравинский даже не пытался его затем восстановить, ведь он создал его на эмоциональном порыве, вызванным известием о смерти учителя. А в 2015 году ноты этого произведения случайно нашли во время ремонта Санкт-Петербургский консерватории. Удача была в том, что невзрачная папка, приготовленная на выброс, попала в руки специалисту, который сумел её по достоинству оценить.

Как рассказал Андрей Логинов, после обретения «Песня» была исполнена в Петербурге — на сцене Мариинского театра, затем в Москве, а потом прошла её мировая премьера. Но ноты остались за рубежом у наследников. И благодаря проекту «Час пробил», удалось получить разрешение на исполнение «Погребальной песни» Игоря Стравинского — таким образом, она вернулась в Россию. Премьера музыкально-литературного спектакля «Час пробил!» состоялась 24 ноября 2021 года в Петербургской филармонии имени Шостаковича. Произведения Римского-Корсикова, Стравинского и других композиторов исполнял Государственный симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова.

Андрей Логинов и Виолетта Пригожина предложили поставить этот спектакль на малой сцене Архангельской филармонии, то есть в кирхе. При этом, в оркестре могут быть задействованы местные музыканты, с которыми проведёт репетиции петербургский дирижёр. И таким образом может получиться ещё один проект, который объединит Архангельск и Санкт-Петербург. Поддержку этих двух проектов осуществляет представительство Архангельской области в Санкт-Петербурге. Светлана ЛОЙЧЕНКО Фото автора и Аллы Валуйских
Хотите вступить в Клуб друзей?